Люди не готовы платить за крутое, они готовы платить за то, что вылечит их боль – Андрей Пятахин
В 2018 году в Ереване открылся Beeline Startup Incubator.
Главная цель инкубатора – помогать армянским стартапам делать первые шаги на рынке.
В частности, им предоставляется офисное пространство, а также организуются учебные курсы и мастер-классы по предпринимательству, менеджменту, маркетингу, PR, по финансовым и юридическим вопросам.
В беседе с корреспондентом информационного сайта «Starthub» генеральный директор «ВЕОН Армения» (торговая марка Beeline -ред.) Андрей Пятахин рассказал о деятельности инкубатора и поделился своим мнением относительно уровня развития IT и стартап-экосистемы в стране.
– Вы почти шесть лет работаете в Армении. Вы, наверняка, уже успели близко познакомиться с локальной стартап-экосистемой? Как Вы оцените ее в целом?
– На самом деле, IT-сфера очень развита здесь и, для небольшой страны с определенными трудностями в экономическом плане, очень хороша. Вообще сила IT-экосистемы здесь в том, что очень много вещей по-настоящему реализовано. Например, электронные способы передачи счетов между компаниями или госорганами – что было для меня удивительным и чего не было в России. Очень многие вещи, связанные с взаимодействием между государством и бизнесом, оцифрованы очень давно. Причем, сделано это на высококачественном уровне. Причин этому несколько. Первая – это большая связь Армении с диаспорой. Очень большое количество проектов IT делается в Армении для крупных компаний за рубежом. Например, для «Air France», «McDonald’s» и т.д. Можно отметить большое количество хабов, где армянские программисты работают круглосуточно для зарубежных компаний. Это все позволяет наращивать навыки. Вторая причина – это то, что огромное количество стартапов рождается здесь. Они, конечно, не все успешны, но существует множество идей. К примеру, тот же центр креативных технологий «Тумо», который является уникальнейшим местом.
При этом есть вещи, которые не используются простыми людьми. Например, самый простой пример – проникновение кредитных карт. Самая популярная транзакция – это снять деньги с банкомата и пойти заплатить за покупки наличными. Что не очень хорошо. Я был первым CEO крупной компании в стране, который воспользовался электронной подписью. Хотя закон об электронной подписи принят уже давно. Но никто его не использует. Это хорошая система, которая может уже завтра стать более востребованной, но нужно многое сделать.
Я думаю, здесь должно быть определенное обучение. И задача обучения лежит отчасти на государстве. Научить людей поверить и доверять прогрессу. Это можно сделать несколькими способами. Например, если все делаешь в электронном виде, то тогда дешевле или бесплатно. А если нет, то оплати бумагу и так далее. Это всегда работает.
Наш пример – детализацию звонков можно получить бесплатно в личном кабинете, или прийти в офис, получить распечатку и заплатить за это 500 драмов. Наши абоненты очень быстро научились получать детализацию сами.
– Если сравнить 2014 год с нынешним, что нового появилось в сфере IT?
– К примеру, почти у всех телеком компаний есть мобильное приложение, чего не было в 2014 году. Еще растет количество заказов онлайн. Взаимодействие между государством и бизнесом происходит в цифровой сфере. Например, электронная подпись. Количество проникновения смартфонов увеличилось. Сегодня люди с телефонов выходят в интернет чаще, чем с ноутбуков и стационарных компьютеров. И количество таких пользователей растет каждый месяц. «Бархатная революция» – яркий пример того, что люди начали активно пользоваться соцсетями. Уникальность Армении еще в том, что здесь Facebook является основным мессенджером и люди доверяют ему.
– В рамках социальных программ Вы уже почти год, как запустили стартап-инкубатор. В нем вы обучаете молодых предпринимателей навыкам бизнеса. Каких навыков стартапам не хватает до поступления к вам?
– Ребята, которые приходят в инкубатор со своими идеями, очень талантливы. Единственный нюанс — это непонимание того, для кого конкретно и зачем они разрабатывают идею. Обычно они говорят только о приложении и идее и думают, что их идеи всем понравятся. Когда я с ними общаюсь, мой первый к ним вопрос – “какую боль вы вылечите?” Потому что люди не готовы платить за крутое, они готовы платить за то, что вылечит их боль. Например, «Uber» (мобильное приложение для поиска, вызова и оплаты такси или частных водителей – ред.) решил боль и водителей, и заказчика.
Следующий момент, который тоже очень важен – это непонимание конкурентной среды. Если выходишь на рынок продавать семечки, ты должен знать, кто и по какой цене торгует.
Не все команды добегают до финиша. Из 10 команд первого посева до финиша добежали 8. Хочешь с нами, беги, развивайся.
– С какой целью был запущен инкубатор, и что он дает вашим резидентам?
Когда мы еще думали над идеей инкубатора, возникло понимание того, что это наша социальная инвестиция и зарабатывать на этом проекте мы не будем. Для нас очень важно помогать этим командам. Мы пытаемся привести их от крутых идей к нужным идеям. У большинства не хватает навыков, которые крайне важны, чтобы быть успешным в этом бизнесе. Продажа себя инвесторам – это отдельный навык. Это – не выступление в университете по защите своей курсовой работы. Инвесторы – люди, которые рискуют своими деньгами и дают их не каждому. Мы приглашаем специальных людей, это могут быть люди, которые сами являются инвесторами и рассказывают, как им можно что-то продать. И это – бесценный опыт, который нельзя получить ни в каком университете вообще. Мы помогаем им сделать презентацию простой и понятной. Когда они работают вместе, то видят, у кого получается или не получается, и почему.
– Какие общие ошибки Вы замечали в ходе общения с армянскими стартапами?
Все хотят получить прибыль завтра. И верят, что эта прибыль может быть большой. В современном мире, где конкуренция велика, такое редко случается. Несмотря на консерватизм, почти все бизнес-кейсы всех стартапов чересчур оптимистичны. Я не видел реалистичного. То есть все верят, что все у них все купят, и это будет завтра. Это приводит к тому, что неправильно рассчитываются затраты, которые требуются для реализации идеи. Помимо этого, стартапы боятся, что у них что-то украдут, они очень скрытные. Для того, чтобы тестировать свои идеи, нужно больше открытости.
– Какие направления IT имеют будущее в Армении?
– Армения геополитически находится в таком месте, что можно соединить, к примеру, Иран с Европой. А для того, чтобы регулировать эти потоки, необходимо развить логистику посредством IT-решений. Я не имею в виду мобильные приложения. Это должна быть целая система датчиков, которая смогла бы контролировать количество проезжающих машин и организовать перевозки грузов.
Я также вижу, что идея смарт-сити может быть осуществлена в Ереване. Так можно сэкономить на многом, предотвратив ненужные потери воды, энергии и т.д.
Для вышеуказанного нужны хорошие мозги, которые здесь есть.
– Какие новые проекты ждать от Вашей компании?
– Мы не конкурируем с другими, кто работает со стартапами. Мы хотим быть частью системы. Мы не зарабатываем на этом. Во многом наши действия будут зависеть от того, как будет развиваться стартап-экосистема, чего там будет не хватать. Мы точно понимаем, что будем продолжать проект инкубатора в течение года. В зависимости от того, какие потребности появятся, мы вполне можем участвовать в них.
Мы открыты и готовы рассматривать интересные предложения.
– Какие цели нужно поставить перед собой, чтобы добиться такого же успеха, что и Вы?
– Долгосрочное планирование в современном меняющемся мире, мне кажется нереалистичным. Но есть направление, по которому ты хочешь идти, и понимание того, чего тебе для этого не хватает. Именно в это стоит инвестировать силы, средства, усилия, стоит искать людей, которые могут помочь тебе стать сильнее в этом направлении.
Второе, очень важно выстраивать правильные взаимоотношения с людьми вокруг тебя; например, с боссом, коллегами, подчиненными.
Еще, я стараюсь много читать. Необходимо постоянно учиться, иначе ты не выдержишь конкуренцию.
– Ваш посыл всем начинающим стартапам.
– Не психовать,
– не паниковать,
– быть позитивными,
– не бояться пробовать и ошибаться,
– быть настойчивыми, бесстрашными и любопытными.
Анаит Лалаян