Станет ли Китай вновь локомотивом мировой экономики
По сути значительный рост Китая и его традиционная антикризисная политика в 2009, когда ставка делалась на экспортную ориентацию плюс массовый всплеск кредитования, спасла мировую экономику. В 2008 объем кредитования равнялся 4,2 трлн юаней, в 2009 уже 9,6 трлн, в 2010 – 8 трлн. Эти деньги хлынули, во-первых, на рынок недвижимости, загнав цены на недоступную для китайского среднего класса высоту, во-вторых, достались муниципальным и региональным структурам, которые потратили их на различные инфраструктурные проекты, особо не заботясь об их экономической эффективности, в-третьих, пошли на создание дополнительных мощностей в и без того страдающих от перепроизводства отраслях промышленности – сталелитейной, цементной, химической и т.д.
Если продовольствие и энергия занимают относительно небольшую долю в потребительской корзине западных домохозяйств и потому рост цен менее ощутим, то в случае с бедными странами, к коим причисляется и Китай, дело обстоит по-другому. В развивающихся странах рост цен на еду и энергию куда более опасен – для менее обеспеченных, чем на западе, домохозяйств, он может стать (а в странах Ближнего Востока и Северной Африки уже стал) поводом для недовольства масс и последующего социального взрыва.
Ценовое давление, вызванное кредитной накачкой экономики в предыдущие годы, дополняется естественными напастями – болезнями и мором свиней. Резкий рост стоимости продуктов питания всерьез беспокоит власти. Пока инфляцию сбить не удастся, ни о каких дополнительных мерах по стимулированию экономики и смягчению денежно-кредитной политики говорить не приходится. Потому, рассчитывать на то, что и в 2011–2012 гг. Китай сможет поддержать мировую экономику и спрос на сырье, как это было в 2008–2009 гг., не приходится.