Трише рассказал, как сдержать распространение европейского кризиса
По словам президент Европейского центрального банка Жан-Клода Трише, он не исключиает возможность увеличения объемов скупки государственных облигаций стран еврозоны. По его мнению политики должны продемонстрировать решимость, чтобы переломить ситуацию на рынках. Он также отметил, что наблюдатели недооценивают решимость правительств, а финансовая стабильность еврозоны, учитывая достаточно хорошие показатели экономического роста и помощь Ирландии, не вызывает сомнений.
Что касается выкупа облигаций, то Трише отказался от каких-либо комментариев. Он только отметил, что что она функционирует и решения о ее дальнейшей реализации будет принимать правление ЕЦБ.
Для сдержания распространения европейского кризиса эксперты предлагают множество вариантов. Так по мнению главного экономиста Citigroup Уиллем Бьюитер стабилизационный фонд нужно увеличить до 2 трлн евро, причем 1 трлн евро нужен немедленно; страны еврозоны могут выпустить облигации на эту сумму, а ЕЦБ — выкупить их.
По словам начальника отдела инструментов с фиксированным доходом Evolution Securities Гэри Дженкинс ЕЦБ, как и ФРС США, может прибегнуть к количественному смягчению, выкупив гособлигации на 1-2 трлн евро.
Чтобы предотвратить цепную реакцию, которая грозит распространиться из Греции и Ирландии на Португалию и Испанию и даже, судя по опасениям в последнее время, на Италию и Бельгию, эксперты предлагают также другие способы. Как сообщает информационное агенство Bloomberg, по мнению профессора бельгийского Catholic University of Leuven Поля де Грове размер Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF) нужно увеличить вдвое и снизить процентную ставку по кредитам, которые из него выделяются.
По мнению главного экономиста по Европе JPMorgan Chase Дэвида Мэки, нужно перевести 350 млрд евро государственного долга Греции, Ирландии и Португалии на баланс более богатых и финансово устойчивых стран. По данным его доклада это позволит трем проблемным странам сократить отношение долга к ВВП до 60%, как того и требуют нормы Евросоюза, а у ведущих стран коэффициент долга вырастет лишь менее чем на 5 процентных пунктов. Правда, учитывая позицию Германии, это представляется маловероятным.